Роль игры на уроках русского языка

Игра для детей представляет собой процесс, в результате которого познаётся окружающий мир. В большинстве случаев игры требуют небольшого эмоционального и умственного напряжения. Школьники отдают себя этому процессу с азартом и большим увлечением.

Роль игры на уроках русского языка

Игры для детей являются не только развлечением, но и быстрым, эффективным способом научиться взаимодействовать с окружающим миром. Часто при таком занятии требуется принимать важные решения: что сказать, как поступить, чтобы выиграть. Необходимость решать эти вопросы способствует развитию мышления. Таким образом, игра таит в себе богатые возможности для обучения. Конечно, дети об этом даже не задумываются. Для них это является просто увлекательным занятием. Именно поэтому многие учителя предпочитают использовать игры на своих уроках. Не исключением являются и занятия по русскому языку.

Главная особенность заключается в том, что в процессе игры все становятся равны: даже самые слабые ученики могут проявить себя, ничем не уступая «одаренным» детям. Отстающие имеют все шансы выиграть. Ведь в процессе игры важно проявить сообразительность, находчивость. Эти качества являются порой наиболее важнее, чем знание самого предмета.

Чувство радости, атмосфера равенства и увлеченности дают возможность школьникам побороть свою стеснительность. А это положительным образом отражается на результатах учёбы. Ученики даже не замечают того, как они начинают усваивать материал. Параллельно с этим проявляется чувство удовлетворения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что игра является не просто увлечением, а серьезным процессом.

Говоря об учебных играх, следует отметить, что у них имеются некоторые отличия от развлекательных. Прежде всего, на первом месте стоит методическая цель. Для учеников учебная игра больше является развлечением. Тренировка для них стоит на втором плане.

Что касается учителей, то для них любой игровой процесс подразумевает полезное упражнение. Преподаватели всегда четко понимают, какую конкретно учебную цель преследует та или иная игра. Но учитель ни в коем случае не должен показывать, что он заинтересован именно во втором плане. В игре преподаватели должны выступать в роли партнёра, показывая тем самым, что им важен игровой процесс, а не учебный. В противном случае игра превратится в простое упражнение для школьников.

Такой увлекательный процесс формирования грамматических, лексических и произносительных навыков должен происходить в интересной для учеников в форме. Игры должны развивать у школьников наблюдательность, оживлять занятия, увеличивать интерес к изучению чего-то нового.

Основываясь на особенностях психологического мышления и развития учеников начальных классов, нельзя недооценивать потенциальные возможности игровых методик. Такие увлекательные занятия применяются во всех классах, однако задача и конкретный материал будут изменяться в зависимости от возраста учеников.

Во время разработки игровой программы за основу были взяты такие методики, как стимулирование и мотивация. Дети должны проявить особый интерес к изучению того или иного предмета. Игровой курс включает в себя практическую направленность. Он имеет немалое значение для тех школьников, которые испытывают некоторые трудности в освоении русского языка. Также игры полезны для тех, кому необходимо преодолеть психологический барьер в процессе обучения.

Следует выделить основные педагогические принципы, которые обеспечивают реализацию программы:

  • применение уже привычных форм игровой деятельности, доступность задач и плавное их усложнение;
  • обеспечение ученикам доброжелательного психологического климата на уроках;
  • личностный подход к организации обучения;
  • идеальное сочетание различных форм занятий: индивидуальной, парной, групповой.

Главная обучающая задача программы заключается в том, что дети должны при помощи игрового материала закрепить полученные знания и представления на уроках русского языка. В игровом процессе ученики формируют актуальные для собственного возраста навыки и умения. Например, сюда следует отнести распознавание орфограммы, подбор проверочных слов, определение падежа, выявление переносных и прямых значений слов, подбор синонимов, антонимов и многое другое.

Следует также выделить воспитывающие задачи игровой программы: во время занятия школьники формируют некоторые качества личности, например, организованность, собранность, культуру общения, групповое взаимодействие, коммуникабельность, самосовершенствование.

Что касается развивающих задач, то они подразумевают направление всех видов деятельности школьников и учителей на развитие интереса, кругозора, критического, логического, творческого мышления.

Учебные пособия с элементами игр имеют множество достоинств. К таковым необходимо отнести:

  1. Доступность и узнаваемость игры. Благодаря этому на уроках поддерживается положительный эмоциональный настрой.
  2. Обучение работы со словарем синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц, поговорок и т.д.
  3. Ясность поставленной игровой задачи, её мотивация вырабатывают в школьниках интерес к обучению, поддерживают соревновательный азарт.
  4. Вариативность игровых форм, которые заложены в пособии, предоставляют возможность подойти к каждому ученику индивидуально, учитывая его особенности восприятия.
  5. Богатое лексическое содержание игр способствует расширению тезауруса учеников, тем самым развивая языковое чутье и вкус, обогащая мировоззрение.
  6. Благодаря высокому уровню оформления наглядного игрового пособия стимулируется процесс освоения языкового материала. Это также способствует развитию у детей творческого мышления и эстетического вкуса.

Приобретение уникальных развивающих игр — выбор тех, кто подходит к обучению учеников начальных классов с нестандартной, но правильной позиции.

По любым вопросам звоните:

☎ +7 (926) 728-80-92
☎ +7 (977) 335-61-96