Как оборудовать ресурсный класс

Как оборудовать ресурсный класс

Наличие проблем в общении с детьми и сложности вербального и невербального характера – основные симптомы хронического заболевания под названием "аутизм" (РАС). Большинство родителей, имеющих больных малышей, задумываются о том, чтобы устроить ребенка в школу с возможностью общения с такими же как он сверстниками. При этом они сталкиваются с большим количеством проблем, после чего некоторые из них перестают верить в положительный исход дела. Примеров этому немало, подтверждением чему служат многочисленные жалобы родителей. Вместе с тем в новостных лентах все чаще появляется информация, где сообщается, что в школах России организуются классы для совместного обучения болеющих РАС детей.

Особенности обучения

Для описания процесса обучения детей с особенностями развития потребовалось ввести в употребление следующие профессиональные понятия:

  • эксклюзия – ситуация, когда ребенок лишен возможности обучаться в группе и ему приходится заниматься дома;
  • сегрегация – это когда он проходит курс обучения в коллективе сверстников с такими же особенностями развития в специальных детских заведениях;
  • интеграция – пребывание детей в отдельной зоне (классе, например) в обычной школе, где общение детей ограничено. Она обычно не связана с общеобразовательными процессами и сопровождается постоянным присмотром со стороны взрослых;
  • инклюзия – состояние, когда нездоровый ребенок постепенно вливается в сообщество окружающих его одноклассников и взрослых учителей благодаря правильно построенной программе обучения.

В условиях ограниченной зрелости общества и недостатков существующей системы образования (недостаточности финансирования, в частности) особого внимания заслуживает последнее из этих понятий. В сложившейся ситуации этот вариант общения выглядит более приемлемым.

Задачи инклюзии

По мнению специалистов, основная задача инклюзии заключается в том, чтобы спустя определенный промежуток времени, проведенный среди сверстников, ребенок почувствовал себя полноценным членом коллектива. Благодаря этому он приобретает способность самостоятельно обучаться и налаживать взаимоотношения с одноклассниками. Огромное значение в этих условиях придается профессионализму педагогов, способных гибко подходить к решению поставленных перед ними задач. От их опыта и умения наладить эффективное взаимодействие учеников с окружающим коллективом во многом зависит успех совместного обучения в условиях ресурсной зоны (инклюзии).

Важно! Основная задача такого подхода – создать для учеников, а также для учителей и их помощников условия, облегчающие, по возможности, достижение поставленных целей.

Для этого применяются всевозможные приемы, включая организацию многосторонних диалогов. В них, помимо администрации должны принимать участие педагоги, а также специалисты, имеющие опыт работы в ресурсной зоне.

Порядок оборудования класса

Не существует каких-либо однозначных рекомендаций по решению этого вопроса. При обустройстве ресурсного класса, в первую очередь, учитываются возможности используемого помещения. Его рекомендуется разбить на несколько отдельных зон, оснащаемых тем или иным комплектом оборудования. Что именно должно располагаться в них – зависит от программы обучения и размеров комнат, количества и специфики психики учеников, а также от состава преподавательского коллектива.

Типовое зональное разбиение выглядит так:

  • Отдельное место для занятий.
  • Зона для организации сенсорной разгрузки.
  • Рабочий сектор учителя.

Обратите внимание: Допускается объединение некоторых из этих зон по функциональным признакам.

В отдельных случаях организаторы могут отказаться от одной из них, но для эффективного обучения предпочтителен именно приведенный выше вариант.

Зона занятий

В этом секторе размещаются парты особой конструкции, позволяющие заниматься совместно с педагогом, не отвлекаясь на любые посторонние раздражители. Иногда при разработке таких зон устроители заказывают дополнительную приставную тумбу, в которой предполагается хранить личные вещи (пособия и другие материалы). Помимо этого, предполагается наличие в классной комнате своеобразной «картотеки» средств, используемых для альтернативных способов общения.

Некоторые обучающиеся не в состоянии находиться за партой, что вынуждает принимать кажущиеся необычными решения. Одно из них – специальные конторки, позволяющие детям работать стоя. Другой вариант – подушки со столешницей для занятий в положении "сидя" с размещением обучающих материалов на коленках.

Места для сенсорной разгрузки и для педагогов

Каждому ученику предоставляется возможность отдохнуть от занятий и долгого сидения за партой. Это означает, что в классе обязательно наличие сенсорной зоны или зоны релаксации. Нахождение в ней обычно представляется своеобразным "призом" за хорошо выполненное задание и выглядит как мотивация будущих успехов (на усмотрение педагога). В зоне отдыха и расслабления размещаются гамаки, батуты, сухие бассейны, а также сенсорные туннели и т.п.

В рабочей зоне учителя располагается оборудование, установленное с учетом потребностей педагога по согласованию с администрацией школы. Это:

  • Специальная оргтехника.
  • Мебель особой конструкции.
  • Приспособления, облегчающие самостоятельное изготовления учебных принадлежностей.

Не следует забывать о материалах и учебных пособиях, наличие которых в классе обязательно. Для педагогов и учеников потребуется специальная литература, ассортимент которой должен постоянно расширяться. Для этого могут использоваться старые книги, незаслуженно забытые и заброшенные на полках. Они нередко оказываются полезными при обучении детей с особенностями развития. Это могут быть издания типа "виммельбухов", а также различные социальные истории.

Оснащение ресурсного класса

Учебное и игровое обеспечение

К этой категории обучающих средств относятся:

  • Дидактические заготовки.
  • Пазлы.
  • Игры для улучшения моторики.
  • Музыкальные и логические игрушки.
  • Сюжетные игры и многие другие вещи.

Перечисленное специальное оснащение, несмотря на его относительную дороговизну, позволяет расширить потенциал обучения (с учетом грамотного использовании программного обеспечения).

Оборудование для инклюзивного обучения

Визуальные материалы и средства альтернативной коммуникации

При выборе визуальных материалов учитываются индивидуальные особенности обучающихся и их наклонности (кому-то они могут вообще не потребоваться). Однако специалисты рекомендуют иметь в классе хотя бы необходимый их минимум. Помимо этого, для каждого обучающего подразделения потребуется создать индивидуальный комплект средств альтернативной коммуникации.

Они должны касаться именно этого класса и включать в себя фото учителя, например, или снимки одноклассников, здания школы, прилегающей к ней местности и т. п.). Наличие визуальных стимулов существенно упрощает работу с учениками, имеющими сложности с коммуникацией. С примерами этих средств каждый желающий может ознакомиться на страничках Интернет, где они приводятся в достаточном количестве.

По любым вопросам звоните:

☎ +7 (926) 728-80-92
☎ +7 (977) 335-61-96